Межрегиональное партнерство “Устойчивое развитие Арктики”. Приоритетные проекты участников партнерства / РЭЭ № 5-6, 2020
Устойчивое финансирование в Арктике: переход в 2021
Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» доктор экономических наук, профессор МГИМО, заместитель директора АНО Институт Внешэкономбанка, член экспертного совета Межрегионального партнерства “Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации” Юлия Викторовна Зворыкина
Приближается Новый 2021 год, и настало время «сверить часы» и поставить новые цели.
В 2021-2023 гг. Россия будет председательствовать в Арктическом Совете и вполне обосновано, что Арктическая тематика выйдет на передний план национальной научной дискуссии.
Можно предположить, что фокусом глобальной повестки в макрорегионе в ближайшие несколько лет станет обсуждение мер, направленных на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду, согласование плана совместных действий и источников их финансирования. Дополнительными факторами, оказывающими воздействие на устойчивое развитие Арктического региона, стали нестабильность рынков сырья и кризисные явления, вызванные COVID19. Более того, существенное влияние на экономику экспортно ориентированных арктических проектов будет оказывать вводимый Евросоюзом трансграничный углеродный налог.
В этой связи видится целесообразным странам членам Арктического совета провести исследование с целью создания таксономии устойчивого развития Арктики и источников финансирования проектов, нацеленных на достижение целей устойчивого развития, которые могли бы стать ориентиром для действий национальных институтов развития и частных инвесторов. Перспективным здесь видится внедрение механизмов «зеленого» финансирования. «Зеленое» финансирование напрямую связано с достижением целей устойчивого развития ООН и Национальных целей России, а ВЭБ.РФ как институт развития по решению Правительства Российской Федерации стал методическим центром создания национальной таксономии.
Важно отметить, что работа по формированию единых принципов устойчивого развития Арктики и подходов к реализации проектов, дающих наибольший вклад в создание устойчивости региона и сохранение мест традиционного бытования коренных народов, осуществлялась с 2015 года. В рамках проекта Арктический инвестиционный протокол в 2015 году Арктическим экономическим советом были согласованы единые инвестиционные подходы.
Арктика была признана обладающим богатой природой, быстро меняющимся и экологически чувствительным регионом, имеющим высокий инвестиционный потенциал для глобального развития .
России в этой дискуссии отведена лидирующая роль, потому что более половины населения Арктики проживает у нас, и как следствие, подавляющее большинство инвестиционных проектов в макрорегионе, привязаны к российской территории и компаниям.
Запланированное в ходе проекта Инвестиционный Арктический протокол создание единого инвестиционного комитета, в функции которого должен быть включен анализ инвестиционных процессов, обеспечение всех участников проектов информацией, соблюдение прав коренных жителей и прозрачность процедур, так и не реализовалось.
Удаленность и труднодоступность Арктики долгое время ограничивала участие иностранных инвесторов. Но более чем десятилетний период интенсивного изменения климата привел к тому, что сейчас регион нагревается вдвое быстрее, чем другие части мира. Отступление белого ледяного покрова и открывающееся море еще больше ускоряет потепление, поскольку темная вода поглощает больше солнечной радиации. Таяние морского льда расширило карту существующих морских маршрутов в регионе. Ранее судоходство было доступно только в летние месяцы, но теперь период навигации по чистой воде стал продолжительнее. Это ускорило темпы экономического роста и вызвало приток инвестиций в регион. В дополнение к увеличению количества грузовых судов, следующих через Арктику, в регионе открываются заманчивые новые возможности в сфере производства энергии, туризма и рыболовства, что делает Арктику источником продуктов питания.
В январе 2016 года в Давосе на Всемирном экономическом форуме было заявлено, что открытие Арктики может стать одним из самых важнейших событий за прошедшие 12 000 лет – с конца ледникового периода.
Освоение Крайнего Севера стало ключевым вопросом в государственных стратегиях арктических стран: России, Норвегии, США, Канады, Финляндии, Дании и наднациональных организаций, таких как ЕС. Даже неарктические страны, такие как Китай, Сингапур, Япония, разработали активные подходы к региону. Международные корпорации, в том числе нефтегазовые, судоходные и судостроительные компании, а также другие связанные компании активизировали свою деятельность в циркумполярной Арктике. Общая стоимость планируемых инфраструктурных проектов в Арктике, оцененная глобальной инвестиционной и консалтинговой компанией Guggenheim Partners, составляет около 450 миллиардов долларов США.
Если ответственные за создание инфраструктуры институты согласятся на кооперацию (и будут в наличии соответствующие инвестиции), есть шанс развивать Арктику, не разрушая ее, позволит учесть права и знания местных сообществ, и рассматривать их в качестве равноправных партнеров, защищать экосистему (даже несмотря на то, что рост температур сильно ее изменяет). Такие усилия потребуют существенного научного обоснования, особенно учитывая небольшой объем доступных данных на текущий момент, а также то, что немногим из финансистов приходилось бывать за границей Полярного круга.
Созданные при реализации проекта инвестиционного Арктического протокола принципы для идентификации проектов устойчивого развития в Арктике стали основой для проекта Северный бизнес-индекс, инициированного Норвегией. Проект направлен на изучение Баренцева Евро-Арктического региона. Основной гипотезой проекта стало утверждение, что экономическое развитие региона необходимо рассматривать в связи с показателями социального развития. На примере двух северных регионов, Нурланда и Мурманской области, были проанализированы показатели социально-экономической устойчивости.
Цель проекта Business Index North (BIN) – создать повторяющийся, основанный на знаниях, систематический информационно-аналитический инструмент для заинтересованных сторон, таких как предприятия, ученые, правительства и региональные власти, а также СМИ в арктических государствах. В то же время стоит отметить, что фокус проекта был направлен исключительно на европейскую часть Арктики и не затрагивал весь регион.
В ходе подготовки России к председательству в Арктическом Совете в 2021-2023 гг, в марте 2020 г. было официально внесено проектное предложение «Устойчивые финансы в Арктике», которое было дважды обсуждено в ходе пленарных заседаний Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию. Проект нацелен на формирование научно-обоснованных направлений таксономии устойчивости для Арктики и организационно-финансовых моделей их реализации, включая мониторинг и верификацию, и призван в продолжение проектов Арктический инвестиционный протокол и Северный бизнес-индекс создать ориентир для международных институтов развития и инвесторов. Для устойчивых проектов нужны не только формы господдержки, но и источники финансирования, с позиций климатического регулирования важно определить статус офсетных проектов. Основой создания дополнительных источников финансирования может стать создание Россией системы учета и распределения углеродных единиц, с включенной в нее системой мониторинга и биржей на основе национального распределенного реестра RU ETS. Для практического апробирования технических и финансовых параметров, возможностей интеграции с действующими зарубежными системами, видится перспективным реализовать пилотный проект на локальной территории (например, Сахалин, на входе в транспортный коридор на основе Северного морского пути).